Различные формы меха­низации

На социалистических предприятиях в настоящее вре­мя также широко применяются и частичной автоматизации. Однако они рас­сматриваются как переходные формы к полной автома­тизации производственных процессов и не препятствуют быстрому росту квалификации всего персонала рабочих, в том числе и тех, кто еще занят на малоквалифициро­ванной работе. Можно выделить следующие два фактора, опреде­ляющие различное положение в области повышения профессиональной квалификации рабочих на предприя­тии в условиях разных общественных систем. Во-пер­вых, это различия в общих условиях развития систем образования и подготовки кадров. В условиях социализ­ма те или иные формы общеобразовательного и произ­водственного обучения охватывают практически почти всех трудящихся. Огромное распространение получила система вечернего и заочного образования без отрыва от производства. Капиталистический строй не способен создать таких условий для развития образования (об эток смотри подробнее гл. IV данной работы). Во-вто­рых, это — разница в темпах производства, в масшта­бах развития промышленности и экономики в целом. Проблема заключается не только в том, чтобы дать ра­бочему соответствующее профессиональное образова­ние, его надо обеспечить работой. В условиях социа­лизма, когда идет непрерывный процесс быстрого раз­вития экономики, строительство новых и расширение действующих предприятий, перед рабочими, получив­шими в процессе обучения новую профессию, открыва­ются широкие возможности перехода на более квали­фицированную работу. В условиях современного капи­тализма рост числа новых вакансий в связи с развитием техники ограничен замедленными темпами развития экономики. В то же время автоматизация вытесняет из производства все более значительную часть рабочих и служащих, обрекая их на безработицу (см. гл. I). А длительная безработица, как известно, ведет к де­квалификации рабочих.

Добавить комментарий