Квалифицированные рабочие

Та же тенденция общего снижения удельного веса за счет увеличения доли полуквалифицированных рабочих прослеживается и на автомобильных заводах ФИАТ — Мирафьори в Италии (табл. 28). Автомобильный завод ФИАТ — Мирафьорй — одно из крупнейших предприятий Италии и передовой в области внедрения новой техники. Однако техниче­ская реконструкция предприятия идет по пути не ком­плексной автоматизации, а главным образом частич­ной автоматизации и механизации. «Наиболее важ­ными из этих нововведений являются конвейеры, в которых довольно широко развиты элементы автомати­зации»,— отмечалось в докладе Р. Коминотти и С. Гаравини на проведенном в 1956 г. в институте Грамши совещании, посвященном техническим и организацион­ным преобразованиям и изменениям в условиях труда на итальянских предприятиях. Наряду с конвейерами находит широкое применение специализированное обо­рудование, в частности специализированные шлифо­вальные станки с автоматизацией установки и съема деталей. В докладе далее подчеркивалось, что техниче­ские усовершенствования внедряются почти исключитель­но в механических цехах завода, в то время как на сбор­ке, где занято свыше 22% всех рабочих, господствует ручной малоквалифицированный труд. Иногда высокий удельный вес квалифицированной рабочей силы в основных цехах сильно снижается в масштабах всего предприятия из-за таких вспомога­тельных операций, как транспортировка, складирова­ние и т. д. Это особенно характерно для такой отрасли, как металлургия, где автоматизированы основные про­изводственные процессы, но отстает механизация вспо­могательных операций. Обследование одного из круп­нейших западногерманских металлургических заводов с производительностью около 1 млн. т стали в год показало, что до 55% рабочих завода занято на транс­порте и других вспомогательных операциях (табл. 29).

Добавить комментарий