Автоматическая линия рабо­ты

«При обслуживании специализированных рабочих ограничивается по равномерной загрузке линии на одном ее кон­це или съему изделий на другом»,— так характери­зуется труд специализированных рабочих на заводах Рено. Труд этой категории рабочих на автоматиче­ских линиях по существу ничем не отличается от труда рабочих на конвейере: то же предельное расчленение процесса труда на элементарные операции, выхолащива­ние из него всякого творческого содержания, подчинение принудительному темпу, навязываемому машиной. «На автоматической линии специализированный рабочий не имеет никакой возможности менять ритм производ­ственного процесса. Принудительный ритм работы здесь чрезвычайно жесткий, более жесткий, чем на сборочных конвейерах» . При возросших скоростях работы современных ав­томатических линий нагрузка, которая ложится на этих рабочих, бывает очень значительной. Характер этой на­грузки различен. Для рабочих, подающих заготовки в автомат или снимающих готовую продукцию, эта на­грузка в основном мускульная. От операторов у пульта управления автоматами или линии, вынужденных все время следить за показаниями приборов и реагировать на каждый их сигнал, она требует большого нервного напряжения. Было бы упрощением сводить содержание труда ра­бочих при частичной автоматизации только к мускуль­ным операциям по загрузке и разгрузке автоматических линий. Автоматизация создала обширный круг спе­циальностей, содержанием труда которых является кно­почное управление работой автоматических агрегатов. Кнопочное управление находит применение и при час­тичной автоматизации. И в этом случае оператор за пультом является не общим руководителем производ­ственного процесса автомата, а неким звеном, включен­ным в этот процесс. Его задачи ограничиваются при­емом световых или других сигналов и передачей соответ­ствующих команд в агрегат. Вот как в специальном исследовании английских экономистов, посвященном автоматизации, характеризуется труд оператора на ав­томатизированном трубопрокатном стане: «Как прави­ло, оператор должен проводить все рабочее время за пультом управления.

Добавить комментарий